Правовая и общественно-политическая позиция формирующегося общественного движения "За право на достоинство и свободное развитие"
Специалисты в области прав человека подсчитали, что из примерно 70 конкретных гражданских прав и свобод человека, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека или закрепленных в Международных пактах о гражданских и политических; экономических, социальных и культурных правах 1966 года, в Конституции Российской Федерации воспринято около 40. Но и те права и свободы, которые прямо не провозглашены в Конституции, обеспечиваются правами и свободами, закрепленными в тексте Основного закона[1]. Верховный Суд Российской Федерации в одном из своих постановлений[2] рекомендовал судам при осуществлении правосудия исходить из принципов и норм права, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека.
Статья 21 Конституции России декларирует обязанность государства по охране достоинства личности. Провозглашено, что «ничто не может быть основанием для его умаления и никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство обращению или наказанию…» [3].
В Конституции РСФСР 1978 года и российской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991 год) ничего не говорилось об охране достоинства личности[4]. Но в статьях 7 и 21 Конституции Российской Федерации нашли отражение нормы международного права о признании достоинства, «присущего всем членам человеческой семьи» (преамбула Всеобщей декларации прав человека), запрете подвергать человека «пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию»[5].
В статье 22 Всеобщей декларации прав человека обращено внимание на необходимость создания социально-экономических условий, исключающих унижение человеческого достоинства. Запрет унижать достоинство человека установлен и в статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах[6].
Сложившаяся в настоящее время и закрепленная в российском законодательстве практика нарушения прав на достоинство, достойную жизнь и свободное развитие граждан Российской Федерации приводит к дискриминации аспирантов и меня в их числе, что противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, нашедших закрепление в Конституции Российской Федерации.
Конституционные права на достоинство, достойную жизнь и свободное развитие молодых ученых принятых в аспирантуры вузов и научных организаций с отрывом от производства нарушает дискриминационная минимальная оплата труда аспиранта, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от дискриминационного минимального размера оплаты труда и в отличие от стипендий, пособий и иных социальных выплат не является мерой социальной поддержки. А отсутствие письменных трудовых договоров с аспирантами не является основанием для не оплаты их труда в рамках подготовки научных статей и диссертационных исследований.
Дискриминационная минимальная оплата труда аспиранта установлена в 4 статье Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в размере 100 рублей в месяц. По курсу Центрального банка Российской Федерации на 15 октября 2011 года это составляет 3,23 доллара США в месяц. Это более чем на порядок ниже официально установленного Всемирным Банком «порога бедности» в сумме 1,25 доллара США в день или 38,75 долларов в месяц.
В рамках подготовки к судебному разбирательству в Верховном Суде Российской Федерации состоявшемся 24 октября 2011 года был проведен обзор уровня минимальных заработных плат (оплат труда) в мире на основе материалов доклада Международной организации труда (далее - МОТ) «Заработная плата в мире в 2010 -2011 гг.» (Global Wage Report), подготовленный группой технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. На основе изучения материалов данного исследования можно утверждать, что установленная законом Российской Федерации минимальная оплата труда для специалистов с высшим профессиональным образованием, отобранных в аспирантуру с отрывом от производства является необоснованно заниженной и противоречащей как нормам статей 7, 21 Конституции Российской Федерации, так и рекомендациям Международной Организации Труда и Всемирного Банка.
Кроме того, данный доход аспирантов не облагается налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и выплатами в социальные фонды, что также является дискриминацией трудоспособных граждан Российской Федерации, получивших высшее профессиональное образование и принятых в очную аспирантуру на конкурсной основе по результатам профессиональных испытаний.
Стипендия аспиранта, которая по своей природе является мерой социальной поддержки, установлена Постановлением Правительства Российской Федерации «О стипендиях аспирантам и докторантам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций», которое было принято 8 декабря 2010 г. под номером 991 в размере 25 дискриминационных минимальных размеров оплат труда аспиранта или 2500 рублей. По курсу Центрального банка Российской Федерации на 15 октября 2011 года 80,67 долларов США в месяц.
Стипендия, как мера социальной поддержки, НДФЛ и выплатами в социальные фонды не облагается, что также является дискриминацией трудоспособных граждан Российской Федерации, получивших высшее профессиональное образование и принятых в очную аспирантуру на конкурсной основе по результатам профессиональных испытаний, так как лишает их возможности в соответствии с нормой статьи 57 Конституцией Российской Федерации платить налоги, а также отчислять средства в различные социальные фонды.
Дискриминация аспирантов (молодых ученых) по профессиональному признаку является частным случаем дискриминации граждан Российской Федерации посредством нарушения прав на достоинство, достойную жизнь и свободное развитие. Это выражается в установлении фиктивного минимального размера оплаты труда, который значительно ниже прожиточного минимума, не учитывающего культурных, образовательных, рекреационных потребностей граждан Российской Федерации, а значит, не может быть признан соответствующим Конституции Российской Федерации, в частности нормам статей 7, части 3 статьи 37, части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Минимальный размер оплаты труда установлен в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июня 2011 года в сумме 4 611 рублей в месяц. По курсу Центрального банка Российской Федерации на 15 октября 2011 года 148,79 долларов США в месяц. Без учета удерживаемых налоговым агентом НДФЛ и выплат в социальные фонды.
На основе материалов доклада Международной организации труда (далее - МОТ) «Заработная плата в мире в 2010 -2011 гг.» (Global Wage Report) можно отметить снижение уровня минимальных зарплат и по паритету покупательной способности. Например, в 2009 - 2010 годах по данным МОТ, минимальная зарплата в России составляла 223 доллара США.
Уровень прожиточного минимума установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 года №465 в размере для трудоспособного населения - 6986 рублей в месяц. По курсу Центрального банка Российской Федерации на 15 октября 2011 года 225,42 долларов США в месяц.
В соответствии с федеральным законодательством уровень прожиточного минимума учитывает лишь минимальный набор потребительских продуктов и обязательные платежи, но не учитывает ни культурных, ни образовательных, ни рекреационно-оздоровительных потребностей граждан Российской Федерации и членов их семей.
В 2006 году более 650 экономистов, включая пять лауреатов Нобелевской премии и шесть бывших президентов Американской экономической ассоциации, опубликовали заявление, где они выдвинули предложение о том, что повышение минимальной заработной платы в Соединенных Штатах Америки может значительно улучшить жизнь работников с низкими доходами и их семей, не оказывая при этом негативного воздействия на экономику. (EPI, 2006/).
Эксперты ОЭСР (OECD, 2010) также сделали вывод из выборки стран - членов ОЭСР о том, что соотношение между установленной законом минимальной заработной платой и медианной заработной платой не связано с существенным изменением общих потоков рабочей сил и что, учитывая также литературу по микроэкономике, можно предположить, что установленная законом минимальная заработная плата оказала в лучшем случае второстепенное воздействие на перераспределение рабочей силы.
Научно-техническая революция, происходящая в современных государствах, меняет само представление о человеке и его правах. Социально-экономический эффект для мирового сообщества от совместного применения достижений энергетических, информационных технологий, нанотехнологий и биотехнологий будет гораздо более ощутимым, чем от их индивидуального использования. Психологические, политические, социальные, правовые проблемы, которые возникают при попытках исследования и изменения человеческого генома для лечения наследственных заболеваний, клонирования людей, прогнозирования даты смерти и продления жизни путем пересадки клонированных органов затрагивают саму суть понятия «человек». Социально-правовые конфликты, которые будут порождены в ходе этих попыток могут стать мотивом для преступного возбуждения масс[7].
Научно-технологическая революция меняет отношение людей к власти, собственности, а значит и к правам человека и самому человеку, отношение которого к наукоемким технологиям не может оставаться нейтральным в силу их опасности для таких фундаментальных прав человека как право на достоинство, достойная жизнь и свободное развитие. Именно молодым ученым (аспирантам) в будущем предстоит решать множество научных и общественных проблем, стоящих перед нашим государством и обществом и потому их дискриминация по профессиональному признаку и унижение путем установления дискриминационного минимального размера оплаты недопустимы.
После празднования 300-летия со дня рождения великого русского ученого М.В.Ломоносова может быть уместным упоминание в данном обращении в Конституционный Суд Российской Федерации статьи В.И.Вернадского «Общественное значение Ломоносовского дня». В 1911 году он написал в ней такие слова: «А между тем и теперь, как 150 лет назад - при Ломоносове ... русским ученым приходится совершать свою национальную работу в самой неблагоприятной обстановке, в борьбе за возможность научной работы». Но сегодня, как никогда ранее в истории нашей страны, от уровня подготовки и мотивации к реализации своих конституционных прав российскими учеными и всеми гражданами Российской Федерации и особенно в рамках данной борьбы зависит будущее российской государственности.
[1] Зорькин В.Д. Конституция и права человека в XXI веке. М.: Норма, 2008. С.8
[2] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8, «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 28 декабря 1995 г., Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1996 г., N 2, с. 1, в "Библиотечке Российской газеты", выпуск № 24, 1999 г.
http://www.constitution.ru/decisions/10003328/10003328.htm дата обращения 30.06.2011
[3] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета № 237, 25.12.1993.
[4] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий./Под ред. Акад. Б.Н.Топорнина. (с комментариями сотрудников Института государства и права РАН). М.: Юристъ., 1997. С. 188.
[5] статья 5 Всеобщей декларации прав человека.
[6] Российской Федерации: Научно-практический комментарий./Под ред. Акад. Б.Н.Топорнина. (с комментариями сотрудников Института государства и права РАН). М.: Юристъ., 1997. С.189.
[7] См.: Тимашев Н.С. Преступное возбуждение масс. В 2 т. Пг., 1916.